Эта статья написана на основе двух докладов, сделанных автором в рамках проходившей в конце января в Новосибирске выставки «СтройСиб-2014», а также последовавших затем обсуждений.
Сколько существует проектирование, столько существуют и проектные ошибки. Если ошибка не вышла за рамки проекта – это внутреннее дело проектировщиков, характеризующее их уровень работы и самоконтроля. Хуже, когда ошибка всплыла на стройплощадке, совсем плохо – в процессе эксплуатации. Какие-то из этих ошибок можно с легкой улыбкой просто не заметить, какие-то – исправить переделкой фрагментов здания, но есть ошибки неустранимые – они, говоря фразой из известного фильма, «не исправляются, а смываются кровью».
После выхода статьи Владимира Талапова «Внедрение BIM в проектную практику: десять тезисов для руководителей» и его выступления на Autodesk University Russia 2013 к нам поступило много откликов и вопросов проектировщиков, особенно по разделу пилотных проектов. Настолько много, что было решено даже сделать специальный доклад о пилотных проектах на САПРяжении в Минске в ноябре этого года. По материалам этого выступления и написана предлагаемая вашему вниманию небольшая заметка
В этой статье их сформулировано десять, хотя можно было бы написать и двадцать, и сто двадцать – фактического материала о внедрении BIM в нашей стране уже накопилось много. Но все же стоит остановиться на десяти наиболее общих, и адресовать их хочется в первую очередь руководителям проектных организаций, которые своими решениями определяют направление работы и в значительной степени закладывают успех внедрения новой технологии.
Инженерно-технологическая служба в строительстве имеет свою специфику и занимает определенное место в процессе строительного производства. На сегодня этого нет. Сейчас - все упразднили до безобразия. Представьте себе простейший механический завод, на котором производство осуществляется без подготовки производства и без технологических карт. Особенно при внедрении бережливого производства.
Прошло уже десятилетие с тех пор, как появился термин BIM. За это время большинство ведущих мировых проектных компаний адаптировали эту технологию и успешно использовали ее для выполнения многих проектов. Тем не менее, большинство из нас смотрит на BIM достаточно близоруко, к тому же, эти взгляды различаются от страны к стране в силу различных традиций и законодательств. Предлагаем вашему вниманию небольшой обзор подходов к BIM, реализованных в разных странах.
Я хочу вновь обратиться к теме, которая вызывает у меня всё больший интерес в последнее время – BIM и PLM. По моему мнению, у PLM и BIM есть некоторый потенциал будущего. Это будущее придет из мира «пост-интероперабельности» (способность к взаимодействию) – мира, где продавцы систем САПР прекратят бороться с данными и начнут борьбу за открытость систем.
В своей недавней блог-публикации Александр Волков подробно и красочно анализирует ситуацию на отечественном рынке архитектурно-строительных САПР. Имея за плечами двадцатилетний стаж активной работы в недрах этой ниши рынка, не могу не высказать свое мнение. В статье много мудрых мыслей, под которыми с удовольствием подпишусь. А некоторые моменты хотелось бы затронуть дополнительно.
Мы уже отметили, что для внедрения BIM в мировой проектно-строительной индустрии минимально необходимые условия существуют и продолжают создаваться. В нашей стране, худо-бедно, для успешного применения BIM условия тоже есть. А массового внедрения нет.
Выполнена оценка эффективности инвестиций в технологию проектирования на основе информационного моделирования зданий (BIM) на примере проектной организации, выполняющей проектирование многоэтажного жилого дома.
В мировой практике хорошо известны примеры (концертный зал имени Уолта Диснея в Лос-Анжелесе, небоскреб One Island East в Гонконге, олимпийские объекты в Пекине, и другие), когда комплексное или даже частичное использование технологии информационного моделирования зданий приводило к сокращению сроков проектирования и строительства и уменьшению расходов на возведение объектов.
На сегодня мировой опыт строительства имеет своеобразный подход к решению проблемы бережливого строительства. Основной взор и усилия обращены на сокращения сроков и снижения стоимости строительства с применением современных материалов и новых конструктивных решений.
Технология BIM существует сравнительно недавно, активный период ее обсуждения, изучения и внедрения составляет последние десять лет. Уже было много примеров, когда комплексное или даже частичное использование информационного моделирования зданий приводило к сокращению сроков проектирования и строительства, уменьшению расходов на возведение объектов и повышению их качества.
Прошло чуть больше года с момента выхода в свет моей статьи «Что влияет на внедрение BIM в России», вызвавшей тогда, к моему приятному удовлетворению, немало откликов. Год – по историческим меркам срок небольшой, но в современной жизни с ее темпами развития это период, требующий специального осмысления. Итак, попробуем проанализировать, как видится BIM в России теперь.
Недавно вышел в свет очередной статистический анализ-обзор тенденций развития технологии BIMв США и Канаде «The Business Value of BIM in North America», охватывающий период 2007-2012 годов. Его автор - фирма McGraw-HillConstruction, хорошо известная в мире своими исследованиями и обзорами, давно уже уделяет теме внедрения BIMособое внимание.
Так сложилось, что наши BIM-дискуссии имеют довольно узкий состав участников - это главным образом проектировщики, а также в небольшой степени «айтишники» и дилеры. Причем некоторые из них настолько узки в своей деятельности, что считают, что цель проектной работы – это проектная документация. А главная задача BIM– это согласованная проектная документация. В такой ситуации вряд ли стоит ожидать от этих специалистов комплексного подхода к BIMи комплексного понимания технологии для всего проектно-строительного комплекса. Для некоторых их них главное в BIM– это правильное оформление чертежей и экономия на этом времени и средств. Поэтому нет ничего удивительного в том, что для кого-то BIM– это просто «архитектурный конвейер».
С 5 по 8 февраля в Новосибирске проходила первая часть одной из крупнейших в России строительных выставок «SibBuild/СтройСиб-2013», в рамках которой мне довелось модерировать круглый стол «BIM – новая технология проектирования зданий и сооружений (проблемы внедрения)».
Прошел почти год, как на сайте isicad была опубликована статья «Что мешает внедрению BIM в России». Сейчас я представляю на суд читателей некоторый обзор того, что изменилось с BIM в нашей стране и мире за это время. А также осмелюсь сформулировать некоторые прогнозы на предстоящие год-два.
«Комбинировать решения от разных вендоров нужно по простому и всепоглощающему принципу: выполнять специализированный вид работы в том продукте, который лучше всего для неё предназначен»
Александр Бауск, из статьи «Модель-ориентированный подход на примере BIM-моделирования строительных конструкций»
Внедрение BIM в последнее время становится все более популярным занятием, однако пути реализации этой технологии бывают на практике совершенно разными. Поэтому и результат часто резко различается: у одних все успешно идет вперед, а у других - топчется на месте, вызывая раздражение и принося немалые убытки. Думается, основные причины этого явления заключаются в понимании того, что внедрять и как внедрять. Про «что внедрять» мы уже говорили. Сегодня наша речь пойдет о том, «как внедрять».