Некоторое время назад мы сообщали о проводившейся работе по моделированию в Autodesk Revit памятников архитектуры древнего Китая. Тогда эта работа рассматривалась нами как «разминочная» перед решением других, с нашей точки зрения более серьезных задач. Однако последовавший за публикацией широкий интерес как читателей, так и специалистов, вынудил нас пересмотреть свои планы и более плотно заняться применением технологии BIM к моделированию архитектурных сооружений древнего Китая, в создании которых использовалась система доугун.
Целью настоящей работы была проверка на практике современных средств компьютерного моделирования в режиме реального времени. Для этого мы выбрали одно из самых красивых и геометрически сложных сооружений в мировой архитектуре - Храм Василия Блаженного в Москве. В результате проделанной работы была создана компьютерная модель внешней части этого здания. В настоящий момент с ней проводится дальнейшая работа как по совершенствованию и уточнению геометрии, так и по визуализации, причем не только фотореалистичной, но и художественной.
Autodesk назвал «Изобретателем февраля» проектно-строительную организацию 4th DimensionalFacadeSolutions из Новой Зеландии. Компания удостоилась этого звания за использование Autodesk Inventor для создания оригинальных фасадов в ряде проектов со сложными условиями, дизайном и особенностями строительства.
На первый взгляд может показаться, что уже в самом заголовке статьи есть некоторая парадоксальность, ведь общепринятое деление САПР на MCAD и AEC как раз определяет сферу использования решений, MCAD – машиностроителями, AEC – архитекторами и строителями. Однако на практике все не так просто, вопреки наличию на рынке достаточного богатого выбора целевых AEC решений – тут и Allplan, и ArchiCAD, Revit, Vectorworks и большое количество пактов второго уровня – некоторые архитектурные и строительные компании, казалось бы, вопреки здравому смыслу, используют в своей работе именно MCAD- системы: CATIA, SolidWorks, Pro/ENGINEER и даже Inventor, брата-двойняшку Revit.
После того, как британское правительство сделало использование технологии информационного моделирования обязательным в будущих госбюджетных проектах, строительная отрасль стоит на пороге обширных изменений в давно устоявшихся процессах и практике совместной работы. Мартин Дэй разбирается с проблематикой перехода на рельсы БИМ.
В последние два десятилетия, почти одновременно и параллельно с информационным моделированием зданий успешно развивается еще один, но совершенно с иной точки зрения, концептуальный подход к созданию новых объектов – Экологически рациональное проектирование (Sustainable Design).
Технологию информационного моделирования зданий обычно рассматривают в контексте нового проектирования. Однако в наиболее развитых мировых центрах уже построено так много, что на первое место там выходит реконструкция и реставрация имеющихся зданий и сооружений.
Здание Федерального суда в городе Джексон (штат Миссисипи, США) не является шедевром мировой архитектуры, но как пример использования BIM рассматривается не случайно. Это здание стало пилотным проектом при разработке Администрацией общих служб США (GSA) стандарта трехмерного представления проектов, ориентированного на информационное моделирование зданий, под общим названием National 3D-4D-BIM Program.
Пока у нас идут дискуссии «BIM или не BIM», в мире этот вопрос давно уже решен в пользу BIM. Доказательство тому – разнообразные BIM-программы, показавшие свою состоятельность в конкретной проектно-строительной практике. Мы рассмотрим лишь некоторые из них.
Целью нашего исследования, проводимого в рамках аспирантской работы Татьяны Козловой, стала разработка методики информационного моделирования памятников деревянного зодчества. Несомненно, требования, предъявляемые к компьютерной реконструкции таких уникальных объектов, предполагают индивидуальный подход в работе в каждом конкретном случае. И все же существуют общие правила, которые мы и пытались определить, работая с конкретным примером.
Я уже неоднократно писал о том, что уже в целом ряде стран (США, Сингапур, местами в Европе) государственными структурами создаются условия, в значительной степени стимулирующие внедрение BIM. Писал и думал, когда же подобная практика дойдет и до нас? И вот еще один пример, уже совсем близко – Белоруссия.
В основе технологии BIM лежит концепция объектно-ориентированного параметрического проектирования (моделирования) зданий. И это параметрическое моделирование является одной из тех принципиальных особенностей, которые отличают BIM-программы от всех остальных CAD-систем проектирования, как бы они при этом не назывались.
В последние несколько дней в области AEC-технологий произошло два весьма интересных события, которые, несомненно, существенно повлияют на развитие всей архитектурно-строительной отрасли. И оба эти события связаны с именем Фрэнка Гери, выдающегося американского архитектора, обладателя Притцкеровской премии (аналог Нобелевской премии в архитектуре), считающегося также «главным технологом» проектно-строительной индустрии и одним из основателей BIM.
Архитектурная компания Gehry Technologies, известная своим лидерством в области применения современных технологий для проектирования нестандартных конструкций, объявила о том, что скандально известный проект по строительству музея Fondation Louis Vuitton в Булонском лесу (Париж, Франция) получил престижную награду BIM Excellence от Американского института архитектуры (AIA).
Сейчас подготовка к Олимпиаде в Лондоне вступила в завершающую стадию. Правительственной организацией ODA и привлеченными ею компаниями в течение нескольких лет проведена огромная работа, теперь фактически наводится лоск на все уже сделанное (основные объекты Олимпиады согласно графику были сданы в эксплуатацию летом 2011 года).
Сначала дадим краткую характеристику эпохи Тан с точки зрения развития архитектуры, а также опишем сооружения монастыря Хуайшэнсы.